Причины соперничества со стороны сотрудника могут быть разными.
Во-первых, рассмотрим конкуренцию, связанную с профессиональными
успехами. Приведу пример. Начальник руководит отделом продаж, отвечая
при этом и за коллектив, и за собственные продажи. Кто-то из менеджеров
добился очень высокого результата. Со стороны это выглядит так, что
подчиненный «сделал» босса. Возникает соперничество.
В подобных случаях руководителю нужно подчеркнуть заслуги работника и
подумать о его карьерном будущем. Возможно, ему следует дать
дополнительные обязанности, более ответственный участок или помощника в
обучение. Обратите внимание на остальных подчиненных. Почему они
трудятся хуже? Может, нужно кое-кого уволить и нанять более сильных
сотрудников, чтобы они создали конкуренцию «номеру один»? За счет чего
работник добивается столь хороших результатов? Возможно, какие-то
процессы в отделе поставлены некорректно. Подтяните слабые звенья или
найдите успешному сотруднику другого соперника, с которым тот будет
соревноваться.
Вторая причина назревающей конкуренции — неосознанное желание
сотрудника быть лидером. Именно поэтому он старается выделиться перед
коллективом, ему хочется, чтобы к его мнению прислушивались.
Разберитесь, какие последствия имеет деятельность сотрудника. Бывает,
работник ставит под угрозу авторитет руководителя и мешает процессу
управления. Если это так, поговорите с ним и спросите, почему он
отрицательно настроен к вашим указаниям. Иногда полезно держать
неформальных лидеров рядом. Поговорив с работником и узнав его мнение,
вы тем самым подчеркнете значимость человека. Сотрудник, для которого
основной мотивацией является признание, быстро смекнет, что лучше быть
правой рукой босса, чем конкурировать с ним.
К сожалению, как показывает практика, деструктивные неформальные
лидеры редко внимают объяснениям начальства. Подумайте, нужен ли вам
этот человек и как его использовать? Порой для того, чтобы справиться с
активистом, достаточно загрузить его работой.
И наконец, третий тип конкурента — карьерист. Эти люди ведут
целенаправленную работу по дискредитации начальника. У них есть четкая
задача — «подвинуть» босса, отнять у него участок работы и т. п.
Призывать таких людей к морали и сочувствию, скорее всего, бесполезно.
Если работник не меняется, увольте его. Он лишь создает нездоровую
обстановку в коллективе.
Денис Чистяков По материалам «Труд»
|