Компетентный начальник управляет подчиненными и знает, что от того,
как он это делает, зависит качество работы. Управление персоналом — это,
в первую очередь, организация труда. Когда начальник владеет
организаторскими способностями, он имеет все шансы стать значительно
успешнее. Организация — франц.
оrganisation — совокупность
процессов или действий, которые ведут к совершенствованию взаимосвязей,
отношений в коллективе. Организовывая, начальник создает нужный климат
для работы сотрудников, объединяет их в команды для работы над
конкретной задачей. Управление персоналом включает систематизацию и
оптимизацию персонала.
В работе очень важно то, как к вам относятся подчиненные. Стиль
управления у каждого человека индивидуальный. Если вы начальник-друг, к
вам и относиться будут соответственно, что может сказываться на
результативности труда. Быть начальником — другом, возможно, самый
лучший вариант из всех стилей управления. Вам не только доверяют, но и
стараются сделать все качественнее и быстрее. Лучше всего, когда стиль
управления начальника отдела основан не только на взаимной дружбе, но и
на уважении. Чем больше вас уважают в коллективе, тем больше у вас
авторитет. В общем, золотая середина нужна и таком понятии, как
управление персоналом.
Чем больше штат ваших подчиненных и чем объемнее бюджет предприятия,
тем больше руководство задумывается о рациональном использовании своих
ресурсов. К ресурсам относятся не только станки на предприятии, но и
сами работники. Дать нагрузку больше или сократить ваш рабочий день, а
вместе с ним и зарплату — к такому решению может прийти каждое
руководство. Затраты на управление персоналом должны быть востребованы,
эффективны в материальном плане.
Управление персоналом — это всегда правильно подобранные подходы в
работе. Деятельность в управлении направлена на реализацию всех
возможностей сотрудников. Это целенаправленное воздействие на выполнение
поставленных задач, целей и планов. Управленческая деятельность
руководства основывается на соотношении человека и его обязанностей.
Выделяют три основных подхода к управлению персоналом: экономический, органический и гуманистический:
- Экономический подход выражается в самом необходимом
для существования каждого из нас. Работодатель стимулирует
производительность нашего труда, повышая премии, ставя бонусы на
выполнение определенных задач. Например, продавая неходовой товар или
совершая рекордное для вас количество сделок, вы получаете обещанный
бонус. Здоровая конкуренция в коллективе всегда только подталкивает
сотрудников на результат. На выходе получается, что работодатель получил
все, чего хотел, а сотрудник имеет премию и желании работать дальше.
Хочешь жить, умей вертеться. Хочешь зарабатывать приличные деньги —
работай! Совет для работодателя: используй трудовые ресурсы по
максимуму, поощряя и подбадривая своих сотрудников.
- Органический подход в своей основе имеет
качественную работу команды. Выделяете лидеров и делаете упор на
развитии лидерских качеств у других членов команды. Расширяются функции у
кадровиков и рекрутеров. Теперь они не только регистрируют и
контролируют поток сотрудников, но и активно занимаются поиском,
подбором работников. Кадровики планируют карьеру для значимых
сотрудников, имеющих перспективу роста. Начальник должен руководить
персоналом в соответствии с потребностями самих трудящихся. Он должен
уметь различать и видеть, чего конкретно не хватает каждому члену
команды для самореализации и просто хорошей работы. Если сотруднику не
хватает самоуважения, то его работа должна быть направлена на развитие,
становление личности. Самоуважение «проснется» также, если сотрудник
поймет свою ответственность в работе. У любого сотрудника есть
потребность в общении с коллегами и в возможности обмена опытом.
- Гуманистический подход. Каждый человек должен
работать с удовольствием и приносить пользу обществу. Кто из нас не
хотел найти свое место в жизни и в работе? Управление персоналом, в
какой-то степени помогает понять человеку, его ли это работа, этого ли
он добивался. У каждой компании есть свои ценности, приоритеты и главные
задачи. В жизни каждого человека они тоже есть. Одна компания ставит
для себя целью совершенствовать и поощрять постоянных сотрудников,
другая — концентрирует внимание только на успешных сотрудниках,
переманивая их в свой коллектив. У нас более развита вторая схема. А в
Японии за сотрудником следят еще в университете и предлагают постоянную
работу. Под словом «постоянную» они подразумевают на всю рабочую жизнь,
до достижения сотрудником пенсионного возраста. Пожизненный найм
«роднит» работодателя и сотрудника.
Корпоративная культура все чаще становится неотъемлемой частью
современной компании. Негласные правила (точнее — они проговариваются
лишь несколько раз) поведения в коллективе, при подписании договора, при
обсуждении важных вопросов делает компанию более привлекательной в
глазах клиентов и конкурентов.
Управление персоналом — важное звено в работе компаний. Если
сотрудники работают слажено, четко и результативно, если каждый знает
свое место и свои обязанности, — вы добились успеха.
Елена Додух
По материалам «TopWork»