Для многих компаний в последнее время существенно изменились рыночные
условия. Кризис сузил одни рынки, изменил правила игры на других. Но
все ли компании позаботились о том, чтобы эти изменения нашли отражение в
системе мотивации персонала? Причем, речь не о банальном сокращении
фонда оплаты труда (ФОТ), а о внедрении «антикризисных» систем
мотивации.
Не выплеснуть «ребенка»
Для чего нужно менять систему мотивации именно сейчас?
- Во-первых, у большинства компаний существенно изменились
бизнес-задачи. Соответственно, премиальные фонды должны связываться с
другими целевыми показателями.
- Во-вторых, эти задачи должны быть выполнены с минимальными
издержками. Значит, помимо достижения целей, акцент ставится на
выполнении бюджета.
- В-третьих, формула мотивации персонала в условиях кризиса
кардинально меняется: необходимо удерживать лучших, вознаграждать их за
выполнение задач, приносящих реальную пользу компании, поддерживать
боевой командный дух. И на все это нужно потратить значительно меньше
денег, чем раньше.
Для начала поговорим о премиальном фонде. Можно «поздравить» те
компании, которые сократили премии и оставили сотрудников на «голых»
окладах. Тем самым вы лишили себя возможности влиять на результаты их
труда, показав, что отныне задача работника — просто не попасть под
сокращение, для чего главное — не делать ошибок и особо «не
выпячиваться». Между тем, как известно, не делает ошибок только тот, кто
ничего не делает.
Итак, эффект первый: оставив сотрудникам только оклады мы добиваемся
их пассивности и поощряем развитие мимикрии. Так как если нет премий, то
вполне могут быть штрафы. Буквально на прошлой неделе в ходе проекта по
реструктуризации одной компании, мне пришлось общаться с ее директором
по персоналу. Речь зашла о том, как выстроен бизнес-процесс управления
персоналом. В том числе, о системе мотивации. «У нас с мотивацией сейчас
все просто, — сообщил он. — Надо сократить ФОТ этого месяца, директор
вызывает замов и спускает сумму штрафов, которые придется распределить
по подразделениям. За что? Ну, был бы человек, а за что оштрафовать
найдется…» И как выкручиваются замы, спрашиваю, им же кроме штрафов еще
надо как-то с этими сотрудниками планы выполнять? «А вот так и
выкручиваются: кто очередность установил, а кто ищет крайнего и пытается
на него всех собак повесить. Сотрудники при этом естественно знают, что
идет поиск тех, кто оплатит бюджет по штрафам и сидят тихонечко, как
мыши. Одно хорошо: с дисциплиной теперь проблем нет, на работу приходят
вовремя и стараются не создавать ситуаций, в которых могут всплыть
какие-то ошибки. На своем уровне друг друга прикрывают — главное, чтобы
начальство не узнало. Любой показатель теперь воспринимается только как
повод для вычета из зарплаты за его невыполнение. Так что не ждите, что
кто-то будет что-то предлагать и брать на себя повышенные обязательства!
Сейчас главное — спихнуть ответственность на кого-нибудь другого. А
показатель текучести растет».
Не перестаю удивляться, как ловко умеют некоторые наши руководители
одним легким движением превратить хороший инструмент мотивации в
инструмент демотивации. Казалось бы, выработаны и хорошо сбалансированы
качественные KPI*. Ставьте трудные, но достижимые цели, поощряйте
лучших, прощайтесь с теми, кто далек от результата — и вперед… Но нет!
Надо «выкатить» такие показатели, чтобы никто даже пытаться не стал их
выполнять, чтобы у людей раз и навсегда опустились руки. Зато, какая
экономия — премию платить не надо, а еще и штраф вкатить можно —
красота! На этом фоне, конечно, сам себя красавцем ощущаешь: вокруг все
идиоты, работать не хотят, один ты в белом и в поте лица своего кормишь
банду дармоедов…
Вредные иллюзии
Звучит, наверное, жестко. Но это лишь оттого, что с такими случаями в
последнее время приходится сталкиваться очень часто. Такая иллюзия
экономии на самом деле оборачивается для предприятия вполне реальными
убытками.
Еще одна иллюзия: всех сокращают, на рынке полно классных
специалистов, которые придут, и будут вкалывать с утра до ночи почти
бесплатно. А если так — лучшей и единственной формой мотивации является
сам факт наличия работы. Спешу огорчить тех, кто так думает: не
является!
Действительно, рынок труда наконец-то стал адекватным. Если раньше,
человек при смене места работы рассчитывал увеличить свой доход в два
раза или хотя бы на 50%, то сейчас он удовлетворяется прибавкой в
10–20%. Студенты, в большинстве своем, больше не пытаются получить доход
в $500, а сотрудники сто раз подумают, прежде чем примут решение о
переходе. Беспокоить их будет при этом не только финансовая сторона
вопроса, но, прежде всего, надежность и репутация новой компании. А
также понимание того факта, что в качестве «новичков» в новой компании, у
них намного больше шансов лишиться работы, чем в качестве «старичков» в
своей.
Вместе взятые все эти факторы, безусловно, дают работодателям
определенное поле для маневров, которое надо использовать с умом, чтобы и
компанию переналадить, и специалистов грамотных сохранить.
Как это сделать? Прежде всего, нанимателю следует задуматься над
следующим:
- Люди сейчас, действительно, более терпимо относятся к временному
снижению уровня доходов при условии, что они верят, что это временно, и
что руководство компании принимает и другие антикризисные меры в
организации, кроме сокращения ФОТ.
- Понимание того, что компания испытывает сложности для лояльных
сотрудников — повод подумать: чем я могу помочь, что можно придумать
нового, чтобы улучшить ситуацию? Важно, чтобы кто-нибудь из руководства
компании выразил готовность эти предложения услышать! Готовы мы поощрять
ответственность или только хлыстом щелкать умеем?
- Рынок труда стал более адекватным, а это значит, что и по содержанию
работы с людьми теперь легче договариваться. Самое время поработать над
процессами, посчитать, изменить функционал, что-то перенастроить,
реструктуризировать… Изначально сопротивление коллектива будет меньше,
поскольку все понимают: чтобы продолжать быть успешными на новом рынке —
надо меняться. Только объясняйте: что вы делаете и зачем, привлекайте
сотрудников. Они знают многое о том, как идут процессы в вашей компании
на нижних уровнях, о чем вы и не догадываетесь.
Недавно в одной организации я модерировала** рабочую группу по
оптимизации процесса продаж. Присутствовал и директор. Причем, мы с ним
заранее договорились, что если он услышит что-то такое, что ему не
понравится, сразу шашку вынимать не будет. Сотрудники вначале
осторожничали, на директора косились, но потом разговорились, и мы
услышали много интересного о том, как на самом деле идет процесс продаж.
Директор сидел, качал головой и приговаривал: «сколько дебилизма…». Это
ваш процесс, говорю, так он у вас самостийно сложился. Но мы его сейчас
вычистим и раскрутим. Ваша задача — людей не наказывать за то, что вы
сейчас узнали, как они на самом деле работали, а замотивировать их
переход на работу по новым стандартам, обеспечить связи с другими
подразделениями. И тот же самый объем продаж у вас смогут обеспечивать
на 20% меньше торговых представителей. Либо прежний состав
соответственно увеличит объем продаж.
Резюмируя
Какие можно сделать выводы из анализа белорусских реалий в области
мотивации? Что необходимо делать нанимателю, чтобы действительно
повысить эффективность работы своих сотрудников? И чего не нужно делать
ни в коем случае?
- Ни в коем случае не сокращать премии, если только они не
выплачивались просто так, без привязки к результату — почти как часть
оклада.
- Четко определить задачи, показатели и платить премии за достигнутые
результаты.
- Информировать персонал о ситуации в компании, на рынке в целом, и о
том, что предпринимается руководством для борьбы с кризисом.
- Вовлекать персонал в реорганизацию внутренних процессов, добиваться
эффективности и результативности этих процессов.
- Сплачивать сотрудников вокруг идеи выживания и борьбы с кризисом.
__________
* KPI (Key Performance Indicators) — ключевые
показатели эффективности.
** Модерация — совокупность техник и
методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений.
Ирина Сотникова
По материалам «Здесь и Cейчас»