1. Описание существующих продуктов и услуг.
Домашнюю работу нужно делать — но не переусердствуйте! Очень многие
бизнес-планы имеют необоснованно большой размер. Если потенциальный
инвестор не «войдет» в тему за первые несколько страниц, следующие
пятьдесят уже не помогут.
2. Сведения о «членах управленческой команды», которые на самом деле в нее не входят.
Люди либо работают вместе с вами и входят в команду, либо нет. Будьте
осторожны с «консультантами» — инвесторы часто выражают желание
пообщаться с ними, поэтому убедитесь, что они в курсе вашего бизнеса. И
еще одно: вопреки распространенному мнению потенциальные инвесторы
часто сперва читают биографии, а не аналитическую записку, ведь они
вкладывают деньги в людей, а не в бизнес-планы. Так что постарайтесь
охарактеризовать членов своей команды честно.
3. Фразы типа «отсутствие конкуренции», «продукт (услуга), не имеющий аналогов», «огромный рынок», «простота реализации».
Конкуренция присутствует всегда, как и шансы на существование
аналогичных продуктов или услуг. Огромным рынок может быть лишь
непродолжительное время, а реализация бизнес-проекта никогда не бывает
простой.
4. Маркетинговые планы, предполагающие, что вашу идею готов купить кто угодно, когда угодно и по любой цене. Опирайтесь на реалистичные предположения!
5. Раздутые или ложные биографии основателей, членов совета директоров и т. д. Будьте правдивы!
6. Выражения вроде финансирование обещано или обсуждается. Либо вы уже договорились о финансировании (и получили средства), либо нет. Третьего не дано.
7. Финансовые прогнозы с разбивкой только по годам.
Сделайте помесячный прогноз для первого года, отдельно показав
первоначальное финансирование и операционные затраты, а затем
поквартальную разбивку на 3–5 лет. Покажите, как и когда будет
обеспечен возврат вложенных средств при успехе проекта. Инвесторов
интересует окупаемость своих инвестиций, а не ваши доходы. Покажите,
когда вложенные деньги вернутся к ним.
8. Недостаточно точный анализ рынка. Если вы не
можете оценить рынок в количественных показателях с точки зрения
перспектив, заказчиков, рыночной доли и т. д., значит, вы не до конца
разбираетесь в ситуации на этом рынке.
9. Приблизительные операционные затраты. Если вы
собираетесь производить и продавать продукт или услугу самостоятельно,
вы должны представлять себе все затраты — прямые, косвенные, постоянные
и переменные, а также затраты на аутсорсинг, если вы планируете
привлекать к работе другие организации.
И наконец, главный пункт, который ни в коем случае нельзя включать в бизнес-план.
10. Финансовые показатели, образующие кривую в форме хоккейной клюшки. J-образная кривая выручки,
падающей в начале проекта и безгранично растущей в будущем, выглядит
нереалистично и говорит о том, что вы недостаточно хорошо понимаете
особенности конкурентной среды, ситуацию на рынке и расстановку сил.
Если ваша бизнес-идея настолько хороша, кто-то наверняка попытается
скопировать ее. Учитывайте и это! Заказчики будут приходить и уходить,
конкуренты — появляться и исчезать, а ваши доходы не будут расти
бесконечно. Это прекрасная мечта, но в жизни так не бывает!
Пол Турман
По материалам «Forbes»