Текст опросника
- Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с
различными людьми?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из
Ваших товарищей?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
- Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
ими Вашего мнения?
- Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за
каким-либо другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вам отказаться от своих намерений?
- Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно
старше Вас по возрасту?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
- Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы
выполнить сегодня?
- Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми
людьми?
- Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
- Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за
невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с
новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
- Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить
начатое дело?
- Испытываете ли Вы затруднения, если приходится проявлять инициативу,
чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
- Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление
в малознакомую группу?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на
производстве)?
- Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,
если оно не было сразу принято товарищами?
- Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и
спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у Вас много друзей?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с
малознакомыми людьми?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Обработка результатов тестирования
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в
зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное
количество баллов отдельно по каждому параметру — 20. Подсчитываются
баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским
склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2».
Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»
Коммуникативные склонности |
(+) Да |
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 |
(–) Нет |
3, 7, 11, 15, 19, 23,27, 31, 35, 39 |
Организаторские склонности |
(+) Да |
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
(–) Нет |
4, 8, 12, 16, 20, 24,28,32, 36, 40 |
За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с
отмеченными в Ключе, отдельно по соответствующим склонностям
приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней
коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение
баллов по этим уровням показано ниже.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
- 1–4 баллов — очень низкий
- 5–8 баллов — низкий
- 9–12 баллов — средний
- 13–16 баллов — высокий
- 17–20 баллов — высший
Испытуемые, получившие оценку 1–4 балла,
характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и
организаторских склонностей.
Набравшие 5–8 баллов, имеют коммуникативные и организаторские
склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению,
предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или
коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении
контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают
обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных
решений.
Для испытуемых, набравших 9–12 баллов, характерен
средний уровень проявления коммуникативных и организаторских
склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение.
Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию
этих качеств личности.
Оценка в 13–16 баллов свидетельствует о высоком
уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей
испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей,
стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям,
проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных,
нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17–20 баллов)
у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в
коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются
в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе,
инициативны, принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и
добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные
мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности.
Барташев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества
личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
|